книга Чапек К. Собрание сочинений

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чапек К. Собрание сочинений

скачать Чапек К. Собрание сочинений бесплатно
Название: Чапек К. Собрание сочинений
Автор: Карел Чапек
Формат: Смешанный
Размер: 56.3 mb
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 1975-2010


Его «обычная жизнь» (так, кстати, назвал он один из своих романов) - жизнь, что, казалось бы, исчерпывается сухими анкетно-биографическими сведениями, - была очень напряженная и содержательная, она вобрала в себя богатый идейно-психологический опыт эпохи.Его художественное творчество, в частности тот его жанр, оказался литературно перспективным жанром научной фантастики, отражал обеспокоенность завтрашним днем и вместе с тем воспринимался и воспринимается как язвительная сатира на общественные отношения своего времени.
Талант Чапека начал формироваться в канун первой мировой войны, когда были уже широко известны имена Я. Гашека, И. Ольбрахта, М. Майерового и других писателей, выступивших выразителями наиболее прогрессивных тенденций чешской литературы. Он возмужал и окреп в период после создания в 1918 самостоятельного чешского государства, когда в среде национальной интеллигенции произошли серьезные разграничения и все настойчивее заявляла о себе новая литература. Талант Чапека приобрел своего расцвета в памятные 30-е годы, когда зловещие предвещания фашистского нашествия начали появляться в Чехословакии и в других европейских странах.
В 1908-1911 гг., работая вместе со своим братом Йозефом (впоследствии известным художником) над циклом коротких пародийных рассказов «Сад Краконоша», Чапек уже серьезно задумывался над проблемой «человек-механизм», что ей суждено стать одной из центральных в его зрелом творчестве и могла так или иначе разрешиться только при социальном толковании. Такие, в частности, рассказы сборника «Система». Этот же мотив - мотив острых противоречий между человеком и « механизмом» современного жизненного уклада - прозвучит и в создаваемых тогда же (также в соавторстве с братом) рассказах сборника «Осиянные глубины». Наконец, эта же тема отразится в первых самостоятельных произведениях Карела Чапека «Гора», «Лида» и других, которые были созданы в разгаре I мировой войны.
1929 вышло еще два сборника автора - «Рассказы из одного кармана», а также «Рассказы из другого кармана». Об их создании писатель говорил: « Материала было достаточно, и собирался он в течение всех двадцати лет моей журналистской практики». «Карманные» рассказы Чапека отличаются от предыдущих произведений писателя своей живой разговорной речью. Изложения в них непринужденное, дружески насмешливое. Чапек говорил, что, сочиняя эти произведения, он, как никогда раньше, был далек от ориентации на «элитарного» читателя. Бесспорно, это отразилось на языке рассказов.
Написанные в 1933-1934 гг. три романа Чапека «Гордубал», «Метеор» и «Обычная жизнь» лишены общего героя и единого сквозного действия, но объединены той самой «сверхзадачей» - раскрыть перспективы и возможности человеческого познания; они продолжают, по сути, «карманную» тему писателя, хотя делается это на другом, более широком и социально значимом материале. Сам Чапек придавал своей «сверхзадаче» важное значение и считал эти романы своеобразной трилогии. Здесь в широкой эпической форме писатель выступил с развернутой программой бесконечных возможностей человека и с защитой его морально-этических прав, среди них права на неоднозначность, многоплановость, разносторонность человеческой натуры, или, как говорит Чапек, «права на сложность». Если вспомнить, что именно этого права - права на богатство духовной жизни - лишали человека идеологи фашизма, то глубоко позитивный общественный резонанс Чапековой трилогии станет очевидным.
Трилогия ознаменовала собой окончательное преодоление Чапеком прагматистских позиций его мировосприятия, что проявлялось в некоторых произведениях предыдущих лет. И когда бесноватый ариец, новоявленный претендент на мировое господство, открыто провозгласил войну гуманизму и человечности, писатель выступил как активный антифашист.
Характерно, что, начиная с середины 30-х гг., его имя все чаще фигурирует рядом с именами чешских писателей. Подписи Чапека появляются под их антифашистскими воззваниями. Его газетные антифашистские памфлеты и инвективы становятся убийственно бескомпромиссными.
После «Войны с саламандрами» он написал еще два прозаических произведения - «Первая спасательная» и «Жизнь и творчество композитора Фолтин».
Повесть «Первая спасательная» (1937) интересна прежде всего тем, что писатель после успехов в жанре фантастики обратился к реальному человеческому характеру, изобразив чешского рабочего. Среди соотечественников Чапека это не осталось незамеченным. С. Нейман и М. Пуйманова говорили о ярко национальном колорите воспроизведенных здесь сцен, о ярком речевом мастерстве автора. И. Гора увлекался неожиданным для него умением Чапека проникнуть в «шахтерскую душу». И хотя в повести ощутимо стремление автора показать, что тяжелые испытания заставляют объединяться людей, стоящих на разных ступенях общественной иерархии, произведение красноречиво свидетельствовало, что Чапек выбрал правильный путь в поисках своего общественного и человеческого идеала.
И, наконец, последний, неоконченный роман Чапека под названием «Жизнь и творчество композитора Фолтин» (1938) посвящен одной из так называемых вечных тем - теме искусства, которое решается в прямой связи с темой ответственности за него человека.
Выдав «Войну с саламандрами», Чапек обращается к жанру, первые успехи в котором им достигнуты еще в пору его творческого возмужания, - к жанру драматургическому. Это имело свои причины. В последние годы его творческого пути, когда потребность Чапека в живом общении с аудиторией стала для него как никогда настоятельной, перед ним вновь открылись возможности театрального искусства. Два последних произведения Чапека-драматурга - «Белая эпидемия» (1937) и, особенно, «Мать» (1938) - появились как следствие этого глубокого убеждения.
Карела Чапека в своих произведениях пропагандировал искреннюю любовь к человеку, заботу о его современном, беспокойство за его будущее, веру в его счастье. Это дает ему право на бессмертие в сознании поколений. Это высшая награда за многотрудные творческие искания.


  [turbobit] [dfiles]




С этой книгой бесплатно скачивают:



1

 

 


Поделитесь ссылкой на книгу со своими друзьями:

HTML ссылка:


Ссылка для форумов:


Прямая ссылка:



Имя:*
E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent



Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация